Нормативная документация        19 февраля 2021        1528         0

Ежеквартальная проверка работоспособности противопожарных систем более не требуется? Изучаем ситуацию с ГОСТ Р 57974-2017

Hola, уважаемые читатели!

Сегодня затронем с вами вопрос законодательного обоснования периодической проверки работоспособности систем противопожарной защиты объекта и поймём, что изменилось в наступившем году в связи с изменениями в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации.

Каждый, кто так или иначе связан с эксплуатацией зданий и сооружений, имеет представление о том, что системы противопожарной защиты объектов нуждаются в периодической проверке работоспособности с сопутствующим документальным оформлением. И что такие проверки ответственные лица по закону обязаны проводить не реже 1 раза в квартал. Но на практике далеко не все знают, какие именно законодательные акты это регламентируют.

Итак, основных нормативно-правовых документов, которые обязывали проводить проверку работоспособности систем противопожарной защиты, до начала 2021 года существовало два:

  1. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 г.;

В соответствии с требованиями п. 61 вышеуказанного документа «Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.». Иными словами, документ обязывал выполнять проверки противопожарных систем, но не регламентировал их периодичность. Периодичность же регулировалась национальным стандартом – РФ ГОСТ Р 57974-2017.

  1. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования».

Стандарт был введён Приказом № 1794-ст от 21 ноября 2017 года и содержал раздел 5 «Периодичность проведения проверки работоспособности систем ППЗ с использованием методов инструментального контроля», в соответствии с требованиями которого:

— проверка работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией производится не реже 1 раза в квартал (п. 5.1);

— проверка работоспособности систем противодымной защиты, автономных установок (устройств) пожаротушения и автоматических установок пожаротушения, а также внутреннего противопожарного водопровода производится не реже 1 раза в полгода (п. 5.2).

Руководствуясь вышеуказанными документами, добросовестный руководитель каждого объекта недвижимости организовывал выполнение проверок систем противопожарной защиты один раз в квартал. До тех пор, пока 17 мая 2019 года не увидел свет Приказ Росстандарта № 202-ст «О приостановлении действия национального стандарта Российской Федерации», согласно которому ГОСТ Р 57974-2017 временно утратил силу.

По какой причине это произошло? С точки зрения сегодняшнего дня становится понятно, что документ был недостаточно проработан и нуждался в актуализации. Лично у меня не было сомнений в том, что вскоре действие стандарта будет возобновлено, поэтому продолжить работать в рамках требований документа впоследствии оказалось правильным решением.

Работа над национальным стандартом продолжалась довольно долго: ситуация прояснилась только с выходом приказа № 249-ст от 03 июня 2020 года, которым было утверждено «Изменение № 1» к ГОСТ Р 57974-2017. Я не буду останавливаться на всех нововведениях, внесённых в документ — их было довольно много; важно, что в раздел 5 «Периодичность проведения проверки работоспособности систем ППЗ с использованием методов инструментального контроля» разработчик добавил следующие пункты:

— проверка средств огнезащиты на объекте производится не реже 1 раза в год (п. 5.3);

— проверка эксплуатационной пригодности лестниц пожарных наружных стационарных и ограждений кровли проводится не реже 1 раза в год по окончанию зимнего периода (5.4)

В соответствии с указанным приказом устанавливалась дата введения в действие изменения – 1 июля 2020 года. Поскольку действие стандарта на момент утверждения изменений было приостановлено, следующим логичным шагом стол Приказ № 402-ст от 24.07.2020 года «О восстановлении действия национального стандарта Российской Федерации», в соответствии с которым действие ГОСТ Р возобновлялось с 1 сентября 2020 года. Чтобы синхронизировать даты введения в действие ГОСТ Р и Изменения № 1 к нему, выпущен приказ № 385-ст от 21.07.2020 «О внесении изменения в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 03 июня 2020 г. № 249-ст «Об утверждении изменения к национальному стандарту Российской Федерации»: теперь и основной стандарт, и изменение к нему вступали в силу 1 сентября 2020 года.

Казалось бы, теперь в требованиях нормативно-правовой документации полный порядок и можно снова вздохнуть спокойно. Есть национальный стандарт, есть нормативный акт, который обязывает этот национальный стандарт выполнять. Всё отлично? А вот и нет. Как вы знаете, Правила противопожарного режима, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012, утратили силу. С 1 января 2021 года, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020, вступила в силу существенно переработанная версия Правил противопожарного режима в РФ. В одной из прошлых статей я подробно сравнил старую и новую версии документа, подробнее вы можете ознакомиться вот здесь. Корректировок в документе достаточно много, однако нас, в рамках рассматриваемого вопроса, будет интересовать, изменились ли требования Правил противопожарного режима в отношении национального стандарта.

Что ж, посмотрим. Напомню, что в старой версии ППР п. 61 содержал следующее требование: «Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.». Новая версия ППР содержит п. 54 со следующей формулировкой: «Руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.». Иными словами, теперь руководитель организации вместо обеспечения исправного состоя систем и установок противопожарной защиты, организует работы по ремонту и техническому обслуживанию систем, результатом которых и будет обеспечение исправного состояния оборудования. Я не стал приводить дословно весь текст п. 54, но, поверьте, там нет ни единого слова про соблюдение национальных и международных стандартов.

Как это часто бывает, сложилась очередная противоречивая ситуация в нашем законодательстве: национальный стандарт остался, а в новом нормативном акте отсутствуют требования к его (стандарта) обязательному выполнению.

Если во время действия старых Правил противопожарного режима Росстандарт давал однозначные разъяснения относительно обязательности применения ГОСТ Р 57974-2017 в рамках требований п. 61 Правил, то теперь мы фактически находимся в ситуации, когда имеем право не исполнять требования национального стандарта. И любые претензии по данному вопросу со стороны надзорных органов будут незаконны. Если же мы зайдём на сайт МЧС, то увидим официальную позицию Министерства — ГОСТ Р 57974-2017 применяется «исключительно на добровольной основе».

Что же мы имеем в сухом остатке? Как и раньше, руководитель организации обязан организовать работы по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты (с занесением данных во вновь введённый журнал), но при этом проводить мероприятия по периодической проверке их работоспособности теперь нет необходимости.

Так как же быть дальше? Я предлагаю руководствоваться здравым смыслом: вопрос пожарной безопасности объекта является приоритетным, поэтому и обслуживание, и проверка работоспособности систем противопожарной защиты должны являться приоритетными направлениями деятельности технической эксплуатационной службы. Да, не выполняя комплексные проверки, вы сэкономите немного времени и сил, но при этом вы не будете уверены в том, что в случае наступления чрезвычайной ситуации системы отработают в соответствии с заложенными алгоритмами.

Иными словами, лично я считаю очень важным проводить мероприятия с ранее требуемой периодичностью и оформлять необходимые документы.

А что думаете по данному вопросу вы? Делитесь в комментариях!

Ссылки на нормативно-правовую документацию:

Искренне Ваш,

Владимир Якимов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *