Размещение уборочной техники на территории

Здравствуйте, коллеги!

Сегодня поговорим о насущном — размещении спецтехники для уборки территории объекта в зимний период и организацию первичных мер по защите асфальтового покрытия/брусчатки от попадания технических жидкостей.

Я придерживаюсь точки зрения, что под зимним периодом в контексте затронутого вопроса (в центральной полосе России) стоит понимать промежуток времени с 1 ноября по 31 марта включительно. И Ваша техника должна находится на объекте и быть исправной в указанный период. Выбор, какую использовать технику, разумеется за Вами. При наличии больших уборочных площадей эффективно использовать полноприводные МТЗ, например БЕЛАРУС 82, в ограниченных пространствах разумно использовать маневренные колесные мини-погрузчики BOBCAT, например S590 или S420. В моей текущей практике (Бизнес-парк класса «А») применяются оба варианта, МТЗ используется в ночное время для очистки больших площадей парковок и первичного формирования мест сосредоточения снежных масс. Bobcat в дневное время в сопровождении дворников собирает снег на территории комплекса и осуществляет его погрузку в контейнеры.

Под размещение техники необходимо выделить отдаленные (как вариант, тупиковые) участки территории, при этом разумно соблюдать следующие условия:

— ставить технику подальше от парковочных мест Арендаторов;

— не размещать машины рядом с установленными местами курения на территории;

— не загораживать аварийные въезды/выезды;

— не размещать машины у входных групп в технические помещения (РТП, ДГУ, котельные и др.).

Ни при каких условиях нельзя размещать технику на газонах, т.к ваши газоны мгновенно превратятся в грязные ямы с колеями. Оптимально выделить небольшой участок автомобильной парковки или ставить технику на подъездных путях к отдельно стоящим зданиям (как на фото), не перегораживая полностью проезд.

Когда я бываю в Европе, с неизменным любопытством осматриваю спецтехнику, если представляется такая возможность. И скажу честно, ни разу не видел течи масла из узлов и агрегатов. Наши реалии таковы, что культура надлежащего обслуживания техники еще не появилась, поэтому тракторы и погрузчики, к сожалению, эксплуатируются без должного технического обслуживания в течение многих лет. Следствием такого отношения владельцев являются течи технических жидкостей.

Как Вы уже догадались, моторные, трансмиссионные и гидравлические масла, попадая на покрытие территории, наносят ему ущерб. Безусловно, существуют химические средства и специальные технологии очистки, однако эффективно использовать их возможно, если попадание масла на покрытие носило разовый характер, есть время и силы для выполнения работ. Особую опасность представляют следы дизельного топлива и масляные пятна, накопившиеся за сезон в местах стоянки спецтехники на территории. Они не отмываются ничем — приходится менять асфальт или брусчатку отдельными местами, что затратно с финансовой точки зрения и ведет за собой временный вывод из использования участка территории объекта.

Гораздо проще и разумнее не допускать загрязнения покрытия в принципе. И здесь от Вас зависит если не все, то очень многое. Если техника является собственностью предприятия, необходимо заблаговременно поставить задачу механикам отремонтировать тракторы/погрузчики и, разумеется, спорить с них результат. Если Вы заключили Договор подряда на сезонное (зимнее) предоставление спецтехники со сторонней организацией, необходимо изначально отдельными пунктами в Договоре прописать жесткие критерии, касающиеся исправности машин и ответственность Подрядчика за порчу покрытия техническими жидкостями. Целесообразно в договоре прописать порядок фиксации факта выявления течей и загрязнения покрытия территории в виде совместных актов и последовательность компенсации со стороны Подрядчика нанесенного ущерба. Пример такого акта я приведу позднее.

Как я уже писал выше, зимний период начинается с 1 ноября. Это означает, что в ночь с 31 октября на 1 ноября спецтехника должна прибыть на объект и занять заблаговременно приготовленные места. Будьте готовы к тому, что вопреки Вашим договоренностям Подрядчик технику специально не готовил и существующие течи не проверял. Почему? Все просто — техника приносит деньги ее владельцам и работает как минимум 12 часов в сутки, 7 дней в неделю и 365 дней в году.

По факту прибытия на территорию, машины необходимо проверить — сделайте это лично или назначьте ответственное лицо. Разумеется, проверить тракторы желательно заранее, вот только каждые сутки нахождения машин на объекте стоят денег, а деньги, конечно, Вы считаете.

Как поступаю я и, исходя из своего опыта, советую Вам — заранее готовим площадку для размещения машин и по возможности подстилаем под места стоянки техники защитные материалы. Течи у техники возможны из мостов, редукторов, раздаточных коробок. Также может течь гидравлическая жидкость из гидравлического распределителя и еще из нескольких «фантомных» мест. Возможна негерметичность топливопроводов. Вы никогда не угадаете точно, да и не нужно этого делать.

Итак, в ночь прибытия техники назначаем ответственных из числа дежурных технических специалистов или сотрудников ночной смены службы уборки (клининга). Размещаем тракторы на заранее подготовленных местах, пространство под машинами застилаем плотным упаковочным картоном или фанерой таким образом, чтобы полностью исключить попадание технических жидкостей на асфальтовое покрытие/брусчатку. В случае применения картона в обязательном порядке используем грузы из подручных материалов. В финале действия под всей техникой имеем защиту.

Осматривать технику необходимо утром, по прошествии нескольких часов непрерывной стоянки. Масляные пятна на фанере/картоне Вы увидите сразу, в этом эффективность и простота метода.

Что делать, если Вы обнаружили следы масла? В первую очередь, необходимо зафиксировать выявленные недостатки. Используйте фотоаппарат/камеру телефона, сделайте подробную фотофиксацию. Вообще я настоятельно призываю Вас взять за правило фотографировать все, что связано с выявлением дефектов/замечаний. Моя привычка не расставаться с камерой помогала мне не один раз.

Далее составляем акт. Включаем в него ответственного представителя подрядчика, если тракторы предоставлены по договору, или соответствующее должностное лицо, если спецтехника является собственностью предприятия. Не забывайте, что акт подписывают три человека, поэтому заранее позаботитесь о кворуме. В случае привлечения сторонней организации сохранность покрытия территории обеспечивает подрядчик, а не конечный заказчик, коим Вы являетесь. Готовьте и направляйте претензионное письмо. И требуйте устранения выявленных замечаний вплоть до остановки работ и применения штрафных санкций (помните, я писал Вам о необходимости иметь годный договор подряда). И вообще, возьмите за правило – на вашей территории должна работать только исправная техника, Вы заказчик и платите деньги за качественную услугу.

Разрыв шланга управляющей гидравлики

На фотографии слева представлены последствия использования неисправной техники. Комментарии, на мой взгляд, излишни.

Оптимальным является результат, при котором подрядчик обяжет водителей подставлять тару в места течей, а назначенный с Вашей стороны ответственный будет это контролировать в течение всего зимнего периода.

Варианты защиты:

— пластиковые ведра;

— самодельные стальные или деревянные поддоны;

— фанерные листы с бортиками из деревянных реек по периметру.

При использовании деревянных поддонов необходимо использовать водо-маслоотталкивающие пропитки.

И напоследок – помните, что места стоянки техники нуждаются в регулярной уборке, а защитные материалы из картона/фанеры приходят в негодность довольно быстро. Своевременная замена этих дешевых расходных материалов позволит Вам сэкономить значительные денежные средства.

Дополнение от 02 апреля 2017: опыт эксплуатации защитного покрытия показал, что наиболее надёжным является комбинация фанеры толщиной 20 мм, обёрнутой линолеумом. Такое покрытие достаточно надёжно и относительно долговечно. А самое главное — с него легко убрать следы технических жидкостей.

Искренне Ваш

Владимир Якимов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *