Улучшения, Эксплуатация        15 марта 2018        3817         0

Система контроля персонала VGL «Патруль»

Дорогие читатели, добро пожаловать на Telluma!

На страницах блога я неоднократно касался вопроса проведения ежедневных обходов объекта — мест общего пользования, технических помещений, а также осмотра инженерного оборудования.

В очередной раз подчеркну – ежесуточные осмотры не только важны и необходимы, от их регулярности и полноты проведения зависит техническое состояние оборудования и в значительной степени безопасность объекта.

Обязанность выполнения обходов, как правило, возлагается на оперативный персонал – технических специалистов, работающих по сменному графику. Во-первых, это разумно, так как именно в обязанности оперативного персонала входит непрерывный мониторинг состояния инженерных систем; во-вторых, при таком раскладе на выполнение обходов не отвлекается ремонтный персонал, в обязанности которого входит выполнение планового обслуживания инженерного оборудования.

К сожалению, безоговорочно доверять дежурному техническому персоналу, по понятным причинам, нельзя. А поставленных целей, тем не менее, необходимо достигать.

И вот здесь на помощь нам приходит система «VGL Патруль», которая как раз и предназначена для «мягкого» принуждения персонала к выполнению своих непосредственных обязанностей.

Мне доводилось вводить эту систему в работу на нескольких объектах и каждый раз я имел возможность убедится в её эффективности. Качество обходов значительно улучшалось, количество дефектов и неисправностей оборудования уменьшалось. Разумеется, возникали и побочные эффекты: позитивно воспринимали это нововведение далеко не все сотрудники и часть людей увольнялась по собственному желанию. Однако это вряд ли можно считать недостатком, так как коллектив эффективно «очищался» от не слишком лояльных и дружелюбных сотрудников, что, по моему мнению, есть огромный и несомненный плюс.
Итак, Вы нуждаетесь в надёжном способе контроля за действиями технического персонала, связанными с ежедневными обходами объекта? Такое решение есть – система «VGL Патруль» Вам в помощь.

В настоящей статье я хочу рассказать Вам о работе системы в общих чертах на основании своего личного опыта. Возможностей у неё достаточно много и некоторыми я не пользовался, так как в этом просто не было необходимости. В частности, я никогда не рисовал графический план обхода территории, хотя такая возможность в программе есть. Соответственно, с этой функций Вы сможете ознакомиться самостоятельно.

Основные компоненты системы

Система «Патруль» состоит из мобильного считывающего устройства (Далее — СУ), контрольных меток и программного обеспечения. Со стоимостью оборудования Вы можете ознакомиться на сайте производителя.

Считывающее устройство представляет собой компактный жезл в прорезиненном водонепроницаемом корпусе (степень защиты IP67). В руке держать жезл удобно, фрикционные свойства корпуса отличные.

Характеристики устройства (по данным производителя):

— габариты — 127*35*32мм (длина*ширина*высота);

— вес – 140 граммов;

— способ считывания меток — бесконтактный — технология RFID 125 кГц;

— питание и зарядка — литий-ионный аккумулятор емкостью 480mA/h. Время полной зарядки от USB порта составляет 1,5 часа. Заявленная автономность – 3 месяца;

— память — считывание контрольных меток – 15 000 событий; Вандальные события (удар) – 100 событий (фиксированная память с перезаписью старых событий);

— фиксирование вандальных событий (удар) с последующим отображением в ПО VGL Патруль;

— защита от ударов электрошокером;

— невскрываемый ударопрочный корпус.

Зарядка СУ, как и синхронизация, производятся с помощью фирменного кабеля USB 2.0 тип A (штекер) — USB 2.0 тип B (штекер).  В комплекте кабеля нет и нам предлагается приобрести его отдельно. Стоимость данного девайса у производителя составляет аж 4 200 рублей, что, на мой взгляд, запредельно много. Казалось бы, покупаем кабель с аналогичными параметрами стоимостью 150 рублей и решаем вопрос. А вот и не угадали…. Фирменный шнур имеет оригинальную микросхему с лицензионным ключом – при использовании неоригинального шнура синхронизировать устройство с программным обеспечением VGL патруль будет невозможно (впрочем, с зарядкой проблем не будет). Проверено на практике. Поэтому шнур придётся докупить у производителя системы и хранить как зеницу ока.

Для ношения СУ предусмотрен фирменный чехол-кобура. Это хорошее, годное изделие из износостойкого материала. Чехол предусматривает крепление на поясной ремень или на карабин. Клапан, фиксирующий жезл внутри чехла, застёгивается на липучку. В ношении чехол весьма удобен и обеспечивает дополнительную защиту и без того крепкому СУ.

Контрольные метки

Контрольные метки изготовлены из пластмассы, представляют собой квадраты размером 45*45*8 мм (длина, ширина, толщина) со скруглёнными краями, вес метки 12 граммов. Допускается установка на любой тип поверхности, метки не боятся воздействия атмосферных осадков. Имеют специальную пластиковую вставку для защиты от скручивания. Бывают жёлтого и чёрного цветов. Поставляются в небольших картонных коробках, количество меток в коробке — 40 шт. В комплект поставки каждой метки входит всё необходимое для её монтажа.

Программное обеспечение

По состоянию на май 2018 года на сайте производителя доступно две версии программного обеспечения:

— VGL Патруль вер. 2.0 для старых считывающих устройств СУ VGL Патруль и СУ VGL Патруль 2, выпускаемых до 2014 г.;

— VGL Патруль вер. 3.1.1 для считывающих устройств СУ VGL Патруль 3, выпускаемых в настоящее время. Также производитель заявляет, что версия 3.1.1 поддерживает устройства СУ VGL Патруль 2, выпускаемые с 2014 г.

Для скачивания ПО с сайта производителя необходимо в обязательном порядке заполнить форму с указанием адреса электронной почты, имени, названия компании и номера телефона. Размер ZIP-архива ПО версии 3.1.1 составляет 18,6 Мбайт. Для установки на компьютер требуются права администратора. Программное обеспечение распространяется бесплатно.

Визуально программа выполнена в трёх цветах – чёрный, белый, синий. Смотрится добротно и лаконично. Программа лёгкая, имеет низкие требования к ПК и работает весьма шустро.

Меню программы представляет собой 7 основных вкладок: сотрудники, маршруты обходов, расписания, контрольные метки, журнал событий, отчёты, графический план.

Предлагаю рассмотреть подробнее каждую вкладку. В галерее к статье Вы найдёте соответствующие изображения.

Сотрудники. Вносится информация об администраторе, создаются учётные записи сотрудников. Для каждого сотрудника возможно указать имя, номер персонального СУ (жезла), табельный номер, телефон, адрес электронной почты и комментарий. В моём примере создан только один сотрудник «Дежурная смена», поскольку СУ не закреплено за кем-то персонально и передаётся от смены к смене. С другой стороны, возможности программы позволяют пользоваться несколькими СУ одновременно, закрепив их персонально за старшими смен, например. В этом случае при выгрузке событий Вы будете видеть отчётные данные по каждому СУ, что существенно упрощает анализ полученной информации.

Маршруты обходов. Пользователь может создать как один, так и несколько десятков маршрутов обхода. Каждому маршруту можно присвоить имя, добавить необходимые контрольные метки, присвоить каждой метке номер на маршруте (последовательность считывания), время от начала отсчёта до считывания (нужно, когда маршрут проходится на время), присвоить каждой метке фотографию для упрощения идентификации места установки. Всё это делается достаточно просто и наглядно.

Расписания. В данной вкладке возможно создать множество различных расписаний, например под каждого сотрудника с персонально закреплённым СУ, указать специальные условия (по порядку, по времени) и др.

Контрольные метки. База меток, установленных на объекте. В раздел добавляются контрольные метки, отображается их ID. Поскольку в ID метка представляет собой 19 разрядный цифровой код, программное обеспечение позволяет присвоить каждой метке нормальное название или аббревиатуру, например «Кроссовая комната» или «ГРЩ».

Журнал событий. Все выгруженные с СУ события попадают в журнал событий. Есть удобный фильтр по дате/времени/интервалу.

Отчёты. Генератор отчётов с гибким фильтром настроек. Есть фильтр по сотруднику, маршруту, дате, время, готовности отчёта и статусу обхода.

Графический план. Существует возможность создать графический план на основе фотографии или рендера. Скажу честно, я не создавал графических планов ни разу ввиду отсутствия практической необходимости.

Могу лишь сказать, что видел графический план, сделанный на основе фотографии территории объекта с квадрокоптера: выглядело весьма прилично. На мой взгляд, графический план необходим, когда у объекта большая территория и контрольные метки расположены в различных строениях/местах комплекса.

Мой опыт использования системы в отдельно стоящем здании говорит о том, что графический план не нужен – вполне достаточно обычного маршрута. Люди его очень быстро запоминают и в дальнейшем следуют по нему без ошибок.

Монтаж меток в помещениях/технологическом оборудовании

Чтобы ввести систему в работу, необходимо разместить метки во всех ключевых местах объекта. Метка является водонепроницаемой и может быть закреплена на любой поверхности — как внутри, так и снаружи здания. Производитель предусмотрительно поставляет с каждой меткой готовый монтажный комплект – для крепления изделия необходимы только перфоратор и сверло ø 6 мм. Штатный монтажный комплект позволяет закрепить метку на стене из кирпича или бетона. Для крепления на других типах поверхностей Вам необходимо озаботиться соответствующим крепежом по своему усмотрению.

Как работает система

Принцип работы системы следующий: дежурный технический специалист производит обход технических помещений объекта по заранее утверждённому маршруту. В каждом помещении техник, выполнив необходимые операции, подносит жезл к установленной считывающей метке — происходит фиксация ID метки в памяти СУ. В конце каждой смены жезл передаётся для считывания ответственному лицу, данные скачиваются с СУ и программное обеспечение формирует в автоматическом режиме отчёт о проведённом обходе. Отсутствие в памяти устройства какой-либо метки из утверждённого маршрута однозначно трактуется как факт ненадлежащего выполнения обхода и может служить основанием для дисциплинарного взыскания.

Несколько практических советов

Из личного опыта скажу, что люди воспринимают эту систему достаточно тяжело и неохотно. И для этого есть совершенно объективные причины: система контроля «вытаскивает» людей из их любимой зоны комфорта, заставляя работать более энергично и ответственно. С точки же зрения исполнителя, контроль руководства за их деятельностью выглядит чуть ли не насилием над личностью. Именно поэтому каждый раз при введении системы происходит предсказуемая ротация части коллектива.

Будьте реалистичны с определением количества меток

Очень важно определиться с количеством помещений, в которых Вы будете устанавливать метки. В значительной степени это будет зависеть от размеров объекта и насыщенности его инженерным оборудованием. Рекомендую в обязательном порядке учитывать физические возможности специалистов дежурной смены: на первом моём объекте было установлено порядка 80 меток и дежурный персонал просто не успевал выполнять обходы.

Я рекомендую ориентироваться максимум на 35-40 меток в рамках отдельно стоящего здания. Такого количества будет достаточно для охвата наиболее важных помещений. Дело в том, что помимо посещения помещения, технику необходимо проконтролировать ещё ряд параметров, записать данные и показания. На осмотр некоторых помещений (например, ИТП) будет уходить 10 и более минут. Одним словом, смотрите на вещи реалистично.

Размещайте метки только в действительно необходимых местах

Следствие предыдущего условия. Изначально понимая возможность использования ограниченного количества меток, достаточно легко выделить наиболее важные места их установки. Весьма важно составить перечень приоритетных помещений, в которых действительно важно и нужно установить метки – это, в первую очередь, помещения ИТП, ГРЩ, ВРУ, станция АСПТ, водозаборный узел.

Заранее разработайте маршрут обхода и поставьте людей в известность

Маршрут обхода должен быть разработан заранее и люди в письменной форме должны быть о нём уведомлены. Почему это необходимо?

Программное обеспечение «Патруль» работает таким образом, что для выявления аномалий (помещений, обход которых не выполнен), ей (программе) необходим эталон для сравнения. Таким эталоном является маршрут. Готовится маршрут следующим образом: вы вносите в ПО все необходимые метки и присваиваете им имена, устанавливаете их в помещениях. Далее лично идёте по местам установки меток и в определённой Вами последовательности считываете метки в режим «обхода». Далее подсоединяете СУ к ПК, при помощи ПО сгружаете информацию: программное обеспечение предложит Вам на основании полученной последовательности считанных меток создать новый маршрут обхода. Вы соглашаетесь, нажав соответствующую кнопку – эталонный маршрут готов.

Теперь каждый раз при выгрузке данных с жезла программное обеспечение будет сравнивать полученную информацию с эталонным маршрутом и сообщать Вам о том, какие помещения остались без внимания технических специалистов.

Конечно, маршрут можно создать, просто сгенерировав его вручную из базы меток. Однако этот способ совсем не хорош – чтобы создать удобный для людей маршрут, необходимо лично его пройти и убедиться в том, что последовательность выполнения обхода хорошо оптимизирована с точки зрения временных затрат.

Заключение

По состоянию на май 2018 года оснащение объекта системой «Патруль» обойдётся Вам в следующую сумму:

— СУ – 14 850 руб.;

— оригинальный чехол – 650 руб.;

— лицензионный USB шнур для зарядки СУ и работы с ПО VGL Патруль – 4 200 руб.;

— контрольные метки (40 шт.) – 11 200 руб.

Итого: 30 900 руб.

Много это или мало? На мой взгляд, это достойная плата за возможность быть 100 % уверенным в проведении обходов. Система достаточно проста, удобна в работе, требует минимальных затрат на установку, оборудование системы не нуждается в обслуживании.

Есть ли у системы недостатки? С технической точки зрения, пожалуй, нет. К сожалению, мы никуда не денемся от пресловутого «человеческого фактора», который выражается в идеальном прохождении маршрута обхода в сочетании с халатностью по отношению к осмотру оборудования. И в этом направлении с персоналом необходимо постоянно работать, шаг за шагом прививая требуемую культуру работы.

В сухом остатке имеем относительно недорогое, но при этом весьма эффективное средство контроля за деятельностью технического персонала. Как говорится, highly recommended!

На сегодня всё, если у Вас возникли вопросы по затронутой в статье теме – пожалуйста, обращайтесь! С удовольствием отвечу на любые обращения.

Искренне Ваш

 Владимир Якимов

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *