Взаимодействие, Надзорные и контролирующие органы        28 февраля 2019        2402         0

СРО АКФО — консолидация рынка фасилити и клининговых услуг под присмотром ФНС

Hola, уважаемые читатели!

Государство год от года всё активнее ужесточает контроль за сбором налогов на доходы физических и юридических лиц. Ничего удивительного в этом нет, налоговые доходы составляют более 80% Федерального бюджета РФ. Именно по этой причине самые активные действия проводятся в отношении теневого сектора экономики: необходимое расширение налогооблагаемой базы государство стремиться обеспечить вовлечением теневого бизнеса в сферу уплаты налогов. По мнению чиновников, активная работа с теневым бизнесом приведёт к расчистке платежей в экономике и укреплению налоговой и финансовой дисциплины.

Поскольку прямое «вкручивание гаек» не помогает, чиновники решили изменить тактику и реализовать более сложную, но при этом весьма эффективную схему. Суть в следующем:

— выбирается отрасль, в которой по мнению чиновников необходимо навести порядок;

— делается ставка на сильных игроков, готовых сотрудничать с государством в обмен на преференции и покровительство;

— под эгидой сильных игроков рынка создаётся формально независимая организация, по факту полностью контролируемая органами государственной власти;

— вступить в организацию на определённых условиях предлагается всем желающим компаниям в течение определённого периода времени;

— главным условием вступления является полный выход компании из теневого сектора, что даёт гарантированную возможность государству увеличить базу налогообложения;

— «независимая» организация публично продвигается как единственно верный оплот честного бизнеса в отрасли, формируется «белый список» заслуживающих доверия компаний;

— через некоторый промежуток времени на всех игроков отрасли, не пожелавших пополнить ряды «белого списка», начинает оказываться серьёзное давление;

— происходит передел рынка отрасли, многие игроки уходят с рынка, на базе «белого списка» создаётся гильдия с монопольным правом на ведение бизнеса в этой отрасли;

— вход новых участников в организацию становится невозможным;

— государство и игроки «белого списка» получают отличные дивиденды от такого положения дел.

Изложенное выше кажется вам маловероятным? Не спешите делать выводы, подобная тактика изобретена много веков назад и не раз доказывала свою эффективность.

Некоторое время назад государство обратило свой взор на отрасль фасилити и клининговых услуг. Выбор не случаен: ни для кого не является секретом тот факт, что игроки данной отрасли (особенно это касается клининга) активно работают в теневом секторе экономики.

Сразу хочу отметить, что всё нижеизложенное является исключительно моим субъективным мнением, которое может идти в разрез с вашей точкой зрения, дорогие читатели. Ваше мнение в корректной форме вы можете изложить в комментариях к настоящей статье.

Текущая ситуация на рынке услуг FM

Несмотря на то, что рынок фасилити и клининговых услуг, по моему мнению, существенно недооценен, спрос на качественные услуги по эксплуатации/управлению объектами недвижимости весьма устойчив и понемногу растёт год от года. На рынке существует как целая плеяда успешных (и не очень) крупных управляющих и клининговых компаний, так и огромное количество небольших организаций. Разумеется, уровень коррумпированности отрасли достаточно высок – в условиях, когда хороших подрядов (объектов) мало, а желающих очень много, схема откатов хорошо налажена и стабильно функционирует. А если учесть тот факт, что ряд известных управляющих компаний являются аффилированными лицами крупных собственников объектов недвижимости, во многих тендерных процедурах интрига попросту отсутствует. Вишенкой на торте является отсутствие законодательно установленных и обязательных для участия профессиональных сообществ.

Как же работает отрасль сегодня? По-разному. Некоторые организации существуют сами по себе, некоторые объединяются в добровольные объединения и ассоциации. Единых правил игры не существует, как и общих стандартов отрасли, согласованных основными игроками.

Безусловно, существуют узкопрофильные работы и услуги, для выполнения которых требуются определённые лицензии/разрешения. Как правило, это работы, напрямую оказывающие влияние на безопасность объектов недвижимости или специализированные мероприятия, связанные с обследованием/аудитом зданий и сооружений. В этом случае организация по закону должна в обязательном порядке являться членом одной из специализированных СРО.

Отсутствие единых правил игры, на мой взгляд, не является ни достоинством, ни недостатком: это реалии рынка, игроки которого ещё не смогли договориться относительно единых стандартов (регламентов, документов) на рынке услуг.

В любом случае, регулирование отрасли должно осуществляться на основании инициатив и договорённостей между собой профильных игроков рынка и государство не должно вмешиваться в этот процесс. За исключением, пожалуй, функций регулятора в области антимонопольной деятельности. В остальном отношение власти к рыночной экономике должно быть как у хорошего врача: главное, не навредить.

Несмотря на наличие спроса на качественные фасилити и клининговые услуги, отрасль развивается достаточно медленно ввиду наличия ряда тормозящих факторов. Реальность в том, что наличие спроса на услуги, к сожалению, не подкреплено соответствующей покупательной способностью потребителей услуг (заказчиков). Это, к сожалению, порочный круг. Доходы владельцев недвижимости падают вместе с деградацией национальной экономики, как следствие принимаются меры по экономии основной статьи расходов, связанной с содержанием объекта недвижимости – технической эксплуатации, технического обслуживания, клининга.

Огромный вред отрасли наносит коррупция: относительно немного тендеров проводится в рамках честной и открытой конкуренции, всегда присутствует «невидимая рука» административного ресурса. Коррупционная составляющая заложена в любой контракт и достигнутые договорённости соблюдаются неукоснительно, так как потеря поддержки влиятельного человека со стороны заказчика чревата досрочным расторжением договора. А это, в свою очередь, напрямую влияет на качество предоставляемых услуг: бремя «агентского вознаграждения» вынуждает управляющую компанию экономить и на заработных платах собственных сотрудников, и оптимизировать субподряды, что приводит к падению качества поставщиков субподрядных услуг, и к закупке менее качественных расходных материалов/ЗИП. Главное в данном вопросе – не достичь дна, иначе никакие связи не помогут. Именно поэтому многие компании и используют изощрённые схемы ухода от налогообложения.

Ни для кого не является откровением тот факт, что на рынке FM услуг весьма много «серых» игроков, которые прекрасно себя чувствуют благодаря хронической неуплате налогов. В основном это небольшие/средние компании, не особо заметные игроки отрасли. Да, это они регулярно участвуют во всех возможных закупках и в самый ответственный момент резко и значительно снижают стоимость тендерного предложения.

Но есть и гиганты рынка, компании с десятилетней историей, солидным авторитетом и большим портфолио заказчиков. У них по объективным причинам нет возможности находиться в «тени» — стоит ли удивляться, что назрела необходимость как-то упорядочить работу отрасли.

Новый проект ФНС России

Н. Макиавелли: «Если не можешь победить толпу — возглавь её»

В один прекрасный день крупные игроки рынка в лице АРУК (Ассоциация Русских Уборочных Компании) и НАФО (Национальная Ассоциация Фасилити Операторов) решили объединить свои усилия, чтобы определить дальнейшую стратегию развития отрасли. Вопросы на повестке дня стояли очень серьёзные. Ввиду стагнации экономики на рынке объективно наблюдается нехватка интересных и выгодных контрактов, количество конкурентов в отрасли значительно, правила игры не определены. Крупные игроки, особенно полностью работающие в «белую», постоянно испытывают давление со стороны теневых игроков, которые в процессе тендерных процедур выдают предложения по нереалистично низкой цене. Даже при том, что отдельные топовые компании благодаря административному ресурсу сохраняют за собой пул весьма рентабельных объектов, они не могут развивать бизнес устраивающими их темпами. Государство, в свою очередь, с неизменным энтузиазмом год от года проводит мероприятия по увеличению налоговой базы. Иными словами, назрела необходимость создания института, регламентирующего работу отрасли и обеспечивающего защиту интересов всех её игроков.

Крупные игроки рынка пошли наиболее очевидным в российских реалиях путём: обратились к государству с предложением создать формально независимую, а по факту подконтрольную ФНС систему, которая позволит контролирующему органу увеличить налоговую базу в обмен на лояльность по отношению к членам этой системы.

По всей видимости, переговоры прошли успешно, так как в 2018 году на повестке дня внезапно встал вопрос «прозрачности и цивилизованности» ведения бизнеса на рынке facility услуг, после чего начал реализовывался проект ФНС России по обелению отрасли, целью которого стало приведение бизнеса участников отрасли к «прозрачности и законопослушности». В начале 2019 года две крупнейшие ассоциации отрасли — АРУК (Ассоциация Русских Уборочных Компании) и НАФО (Национальная Ассоциация Фасилити Операторов), принимающие активное участие в реализации Проекта ФНС, «внезапно» объединились с целью консолидации участников Facility рынка на единой площадке. Результатом объединения стало создание единой саморегулирующейся организации «Ассоциация клининговых и фасилити операторов». В итоге образовалась законодательно принятая форма для взаимодействия бизнеса и государства с целью выстраивания «правильных» отношений с государственными органами (ФНС, ФАС, Генпрокуратура и др.). И вновь созданная организация оперативно приступила к формированию Реестра добросовестных фасилити операторов. Не трудно догадаться, что для попадания в данный реестр необходимо для начала вступить в АКФО, соблюдя ряд требований данной организации, о которых я расскажу позже.

Членство в АКФО, конечно, усиленно лоббируется со стороны государства, так как это полностью отвечает поставленной задаче – сплотить по эгидой СРО АКФО лояльных и послушных операторов услуг, деятельность которых будет зарегулирована, контролируема и прозрачна; решить таким образом вопрос вывода данной отрасли из теневой сферы и повысить собираемость налогов. Что касается тех, кто не присоединиться к СРО добровольно…. Скажу так: фраза «Кто не с нами, тот против нас» ничуть не утратила актуальность и по сей день. Именно поэтому я вполне допускаю, что в отношении «непослушных» компаний впоследствии будут применены все имеющиеся административные ресурсы.

Какова выгода от членства в СРО АКФО?

В настоящее время декларируются следующие преимущества членства в СРО:

— «единое окно» для взаимодействия с государственными органами по вопросам обеления отрасли, в том числе, в том числе и конструктивный подход к прошлым налоговым «прегрешениям»;

— бесплатное внесение компании в Реестр добросовестных фасилити-операторов («белый» список);

— партнёрские программы со страховщиками, поставщиками специализированной техники, оборудования, расходных материалов и бытовой химии;

— образовательные программы для линейного персонала;

— оперативное информирование обо всех изменениях в механизмах государственного регулирования отрасли;

— доступ к лучшим практикам от крупнейших российских и международных игроков фасилити рынка, ведущих отраслевых экспертов, в т. ч. в применении Стандартов АКФО, калькуляций, при подготовке тендерной документации;

— юридическая поддержка в коммерческих спорах с организациями-демпингерами, а также при взаимодействии с контрольно-надзорными органами.

Сколько стоит членство в АКФО?

На официальном сайте СРО подробно расписано, какие документы необходимо подготовить и предоставить, чтобы стать полноправным членом организации. Останавливаться подробно на документах я не буду – вы можете ознакомиться с ними по ссылки. С финансовой точки зрения расходы незначительные: вступительный взнос 10 000 рублей (единоразово), взнос в компенсационный фонд – 5 000 рублей (единоразово), ежегодный членский взнос — 0,05% в рублях от годовой выручки, но не менее 10 000 рублей.

Но есть условия, которые заслуживают вашего самого пристального внимания — в разделе «стандарты и нормативы ассоциации» есть два весьма важных документа (см. галерею к статье):

— Норматив № 1. Показатели налоговой нагрузки по клинингу;

— Норматив № 2. Показатели налоговой нагрузки по эксплуатации.

Чем же так примечательны эти документы? Всё просто: они содержат требования к двум основным показателям налоговой нагрузки, являющимися обязательными к исполнению всеми членами СРО АКФО. Например, в отношении клининговых компаний налоговые вычеты не должны превышать 50% от суммы начисленного НДС в 2019 году и 40% от суммы начисленного НДС в третьем  квартале 2020 года; удельный же вес взносов в фонды должен составлять от 5% от выручки без учёта НДС в 2019 году до 10,5% в третьем квартале 2020 года. Разница в величине показателей обуславливается наличием переходного периода — времени, в течение которого любой участник СРО обязан выйти из «сумрака». По состоянию на начало декабря 2019 года горизонт событий обозначен третьим кварталом 2020 года.

Оба показателя весьма важны для понимания того, какие цели преследует политика СРО: с одной стороны, налоговые вычеты ограничены с целью поступления в бюджет максимально возможных налогов от начисленного НДС, а для соблюдения установленной величины удельного взноса в фонды необходимо увеличивать «белую часть» ФОТ и уменьшать «серую» (вплоть до нуля). Поскольку математика – точная наука, попробуйте поиграть данными показателями хотя бы в рамках бюджета отдельно взятого проекта (объекта недвижимости) и вы поймёте, что стоимость услуг вашей компании для заказчика существенно возрастёт и без адекватной индексации выручки контракт станет просто нерентабельным.

Перспективы работы по единым стандартам

Будет ли СРО АКФО заниматься формированием единых внешних и внутренних стандартов отрасли? На мой взгляд, единые стандарты отрасли нужны, в первую очередь, для обеспечения прав каждого участника осуществлять деятельность на равных с остальными участниками условиях.

Стандарты работы компаний необходимо разделить на две большие категории: внутренние и внешние. Крупные игроки отрасли уже достаточно давно разработали и успешно внедрили специализированные внутренние стандарты – регламенты и технологии, охватывающие и регламентирующие все бизнес-процессы работы компании. Именно сам факт наличия стандартов и практическая реализация услуг высокого качества (на базе стандартов) вне зависимости от размеров объектов и их функционального назначения, позволила управляющим компаниям сформировать весьма презентабельные портфолио.

На базе нормативных документов лидеров рынка вполне возможно создать «скелет» актуальных для всей отрасли регламентов и стандартов, что позволит повысить общий качественный уровень работы отрасли в целом. Я вижу преимущества в том, чтобы унифицировать многие процедуры, касающиеся содержания объектов недвижимости: от этого выиграют как заказчики, так и исполнители. Пример такого стандарта вы можете здесь.

Безусловно, ФМ операторы в процессе осуществления своей деятельности вынуждены выполнять обширный перечень требований нормативных документов, применяемых при обслуживании объектов недвижимости: лицензии, свидетельства и сертификаты, в соответствии с которыми ФМ-компания имеет право осуществлять ту или иную деятельность. Но эти документы не являются детищем игроков отрасли, как бы нам не хотелось.

Что реально можно и нужно сделать, так это выработать единые требования, предъявляемые как к административному, так и к техническому персоналу. Иными словами, я имею в виду новый профессиональный кадровый стандарт. Несмотря на то, что понятие «Профессиональный стандарт» было введено в Трудовой кодекс Федеральным законом 03.12.2012 N 236-ФЗ и Минтруд продолжает с высокой интенсивностью утверждать новые стандарты, в отрасли фасилити услуг не сформирован профессиональный стандарт «специалист по управлению имуществом коммерческой недвижимости». А это, между прочим, одна из основных и ключевых должностей практически в любой Управляющей компании. Иными словами, в разных компания требования к его знаниям, опыту и квалификации могут существенно различаться, что порождает определённые трудности при написании должностных инструкций и подготовке процессов управления.

Насколько мне известно, определённая работа в данном направлении ведётся. Что-ж, будем с интересом ждать результата.

Итоги

Создание СРО АКФО – вопрос неоднозначный. Не вызывает сомнений, что для успешного функционирования любой отрасли рыночной экономики необходимы институты, которые позволят как обеспечить здоровую конкуренцию в отрасли и в одинаковой степени защищать интересы существующих игроков, так и, что весьма важно, создавать возможности для появления и развития новых игроков рынка. Таким институтом может стать независимая организация, которая, будучи способной к саморегулированию в рыночных условиях, позволит обеспечить весьма высокий уровень качества предоставляемых услуг на рынке в условиях конкурентного ценообразования. Но опыт прошлого многих стран наглядно показывает, что такая система не может быть создана под контролем государства, так как контроль власти над системой ничего хорошего не сулит.

СРО АКФО, по моему мнению, изначально создаётся как формально независимая, а по факту подконтрольная государству замкнутая гильдия, единственной перспективной целью которой является создание монополии ограниченного круга приближённых к государству игроков, которые будут платить налоги в обмен на покровительство со стороны власти и оберегание своих интересов от посягательств любых новых игроков. Всё это действо, вне всякого сомнения, будет завёрнуто в красивую обёртку «стандартов, лицензий, сертификатов и качественно нового уровня оказания услуг».

Для государства создание и функционирование СРО АКФО означает увеличение налоговой базы, так как вышедшие из тени компании будут очевидно уплачивать больше налоговых отчислений в абсолютных значениях. Но чудес не бывает, работа полностью в белую неизбежно приведёт к значительному увеличению стоимости клининговых и эксплуатационных услуг, соответственно компании из «белого» списка окажутся неконкурентоспособными на рынке. Ничего страшного, интересы монополии будут надёжно защищены государством. Как только «белый» окончательно сформируется, будут созданы все условия для того, чтобы остальные игроки отрасли (не члены СРО АКФО) просто ушли с рынка. Методы известны, история просто повторяется циклически. А мы получим монополию на оказание услуг, которой владеет гильдия «белых» эксплуатационных компаний.

Я очень хочу ошибаться в своих прогнозах, но жизненный опыт подсказывает мне, что всё будет именно так.

А как думаете Вы, дорогие читатели? Поделитесь своими мыслями в комментариях, обсудим проблему вместе.

Искренне Ваш,

Владимир Якимов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *